Центр Креативных Технологий

Вопрос как прием постановки проблемы и форма исследовательского мышления

Проблему можно поставить и сформулировать различными способами. Это может быть просто констатация объекта исследований в терминах его названия или специфики. Например, персонал управления, мотивация производительной деятельности и пр. Но такая постановка проблемы не всегда способствует концентрации внимания на противоречии, отражающем ее особенность и суть.

Постановка проблемы в посредством вопроса способствует более точному представлению о се содержании, потому что вопрос представляет собой форму мышления, ориентированную на получении конкретного ответа в виде суждения. Любое суждение можно рассматривать как полученный ответ на некоторый вопрос. Вообще вопрос, имеет две функции: коммуникативную и исследовательскую, и в исследовательской деятельности выступает также как средство информационного поиска.

Необходимо знать логическую структуру исследовательского вопроса. В структуре вопроса кроме вопросительного знака можно выделить две части: вопросительное слово или частицу ( какое, что, почему и пр.) и ту часть, которая характеризует область исследования и должна войти в предполагаемый ответ.

Примерами исследовательских вопросов и их конструкций могут быть следующие:

Отражает система управления потребности и условия развития фирмы?

Почему фирма теряет позиции в конкурентной борьбе?

Где найти дополнительные ресурсы для завершения проекта?

Как разработать стратегию?

Существует две группы вопросов. Категориальные, в которых вопросительные слова указывают направление исследования и область исследовательской деятельности. Пропозициональные вопросы, в которых вопросительная часть сохраняется неизменной, и которые требуют лишь подтверждения отвержения ее. В этих вопросах как бы заложен ответ в виде готового решения, которое в процессе исследования надо либо подтвердить, либо опровергнуть. Существует принцип корректной постановки исследовательского вопроса: основная часть вопроса должна опираться на истинные, бесспорные предпосылки. Причины появление некорректных вопросов различны. Это и стереотипы мышления и поверхностное отношение к формулированию проблемы, и недобросовестное отношение к исследованию.

И. Acтaшкинa, B. Mишин

Исследование систем управления, подробнее...