Центр Креативных Технологий

Взгляд прессы на Amazon.com

В ответ на увеличившийся интерес к этому вопросу Безос пообещал инвесторам, что компания продемонстрирует прибыльность работы к концу 2001 года. Amazon достигла такой точки в своей истории, когда она должна была либо подняться до следующего уровня бизнеса - как это сделала в итоге AOL, - или стать еще одной компанией - примером провального бизнеса, как полагали Пет Хениг и Николь Сперлинг из Red Herring в конце 2000 года. Безос сообщил двум репортерам, что компания изучила только "верхушку айсберга" эффективности работы. С тех пор было сокращено 15% штата, принято решение закрыть один из складов и ограничить работу покупательского центра в Сиэтле. Когда Безоса спросили о влиянии определенных категорий товаров на его бизнес, он категорически отрицал то, что границы ликвидного ассортимента оказались настолько узкими. "Иногда то, что может продаваться в Сети, является антиинтуитивным, - сказал он. -Люди думают, что вы никогда не продадите 60-дюймовый телевизор через Сеть. А на самом деле это отличная вещь для продажи он-лайн".

Сравнивая Amazon с традиционными розничными продавцами, Безос сказал: "Существует фундаментальное различие между нашей бизнес-моделью и традиционными продавцами. У нас все централизовано: и каталог, и система распространения". И далее: "Централизованное распространение в конечном итоге приведет к возврату утроенного инвестированного капитала".

На вопрос, как компания будет выплачивать свои огромные долги, Безос сказал Red Herring: "Это произойдет в результате роста, повышения эффективности и фундаментальных изменений, которые, как вы сами увидите, произойдут в сетевой коммерции в течение следующих десяти лет. Людям трудно представить, насколько разовьется сетевая коммерция через десять лет". Такое заявление заставляет репортеров задавать вопрос: "Можно заглядывать и на двадцать лет вперед, но когда же ваша модель бизнеса начнет работать?"

Безос отвечал: "Посмотрите, мы уже продемонстрировали эффективность работы нашей модели на книгах, видео и музыке. Никто не может подвергать сомнению базовую модель". Отсюда же вытекает вопрос, заставляющий Безоса, его команду менеджеров и инвесторов Amazon не спать ночами: возможно ли, что Amazon, вложившая огромные деньги в развитие, окажется типом компании, которая никогда не станет доходной. Редакторский штат Red Herring долго расспрашивал руководство Amazon на предмет бизнес-модели, которая была основой Amazon. В сентябре 1999 года журнал Red Herring послал открытое письмо Джефу Безосу, в котором ему настоятельно советовали рассмотреть возможность использования его рыночных возможностей для покупок существующей цепи книжных магазинов, таких как Borders, и затем трансформировать свои ценные бумаги в реальные активы. "Что стоит между Amazon.com - веб-сайтом и Aniazon.com - магазином традиционного типа? - спрашивали они. - Да ничего, кроме драгоценного имиджа компании, работающей исключительно в Интернете". Журнал заявил, что модель бизнеса в Интернете в силу своей природы заставляет соглашаться на заведомо ограниченную долю рынка сетевой розничной торговли, оставаясь на вторых ролях по отношению к традиционной розничной торговле. Они ссылаются на основного конкурента Amazon, Barnes 8c Noble, указывая на их годовой доход в $3 млрд и увеличение сетевого дохода на 73,7% до $92,4 млн. "Ваша компания, наоборот, имела годовые доходы в прошлом году $610 млн и сетевые потери $124,5 млн. В настоящее время инвесторы удовлетворены. Но как долго это продлится?"

Журнал продолжал: "Продавцы розничной торговли должны взаимодействовать с покупателями через любой канал, предпочитаемый покупателями, будь то через Сеть, лицом к лицу, по почте или по телефону, и принимать многообразные формы платежей - наличные, кредит, чек, кредитная карта, различные системы электронных платежей. Что Amazon.com будет делать с возможным покупателем, который посетит склад в Сиэтле с бумажником, полным долларовых чеков?"

Годом позже тот же журнал Red Herring опубликовал статью, поддерживающую слияние Amazon с eBay (союз, который даст Amazon столь желаемый приток финансов). Генри Блоджетт, аналитик Интернета из Merrill Lynch, сказал репортеру: "Amazon работает на огромном рынке, но он получает слишком низкий годовой доход. eBay имеет большие годовые доходы, но вторичные рынки и рынки малого бизнеса всегда будут ограниченными по сравнению с размером рынка розничной торговли. Объедините эти два момента-и получите очень мощное сочетание".

Red Herring не единственный журнал, который учит Amazon, как вести бизнес. Forbes поддерживал союз Amazon и General Growth (чикагский инвестиционный трест, который владеет 136 большими магазинами в 37 штатах). Хотя в то время у General Growth было $4,3 млрд долгов, Forbes заметил, что его доходы составляли $800 млн ежегодного дохода или $350 млн сетевого дохода, так что они покроют денежные потери Amazon за 2000-й и, возможно, 2001 год. Forbes заметил, что этот союз традиционной и сетевой торговли дает возможность Amazon поддержать сетевой бизнес владельцев больших торговых центров. "Amazon мог бы разработать и предоставить им сайты, управлять их сетевыми кассовыми аппаратами и даже выподнять их заказы - за гонорар, привязанный к объему потока посетителей и продажам на сайте". "Безос знает этот бизнес, - продолжает Forbes. -Amazon сдает место на своем веб-сайте сотням маленьких предприятий розничной торговли, называемых zShops, которые торгуют всем: от "Кентерберийских рассказов" до миниатюрных чашек и блюдец... Если Безос хочет продвинуться дальше продажи книг и CD и приступить к продаже таких крупногабаритных вещей, как, например, посудомоечная машина, объединение компании с владельцем торгового центра - скажем, Sears -будет естественным и логичным".

Мы вряд ли точно узнаем, что Джеф Безос будет делать дальше, но большинство его недавних действий близки ктому, что предполагалиFbrbesn RedHerring. Пока Amazon еще не приобрела General Glowth или другой традиционный бизнес (хотя слухи твердят о приобретении компанией Borders и/или приобретении Wal-Mart компании Amazon). Вместо этого Amazon вступила в сделку в своем ключе с сетевым Borders, чтобы поддержать свой сетевой бизнес, и, по предварительным сведениям, совершила сделку с Toys "R" Us, чтобы сделать почти то же самое. И ожидается еще больше таких сделок.

Далее, компания предприняла некоторые жесткие меры по завинчиванию гаек. Это существенно повлияло на сокращение ее расходов.

В начала 2001 года Безос мог с гордостью заявить о том, что финансовые потери в деятельности фирмы составляли несущественное процентное число от продаж. "Мы находимся на таком рынке, где единственное, что может помочь, это - демонстрация результатов. Именно это мы и сделали", - сказал он прессе.

Если компания уменьшит количество недоходных товаров, она может добиться еще более положительных результатов.

Если бы мне надо было предугадать, как завершится эта ситуация, я бы выбрала прибыльность - реальную прибыльность - к 2002 году и существующую только на бумаге прибыльность к концу 2001 года. Но я не согласна, что было упущено время для того, чтобы заново обдумать первоначальную модель и определить, укрепят ли некоторые традиционные торговые компании финансовую основу компьютерных операций Amazon, либо надо по-прежнему вступать в партнерские сделки, как в случае с Borders.

P. Cayндepc

Бизнес путь Amazon.com...