Центр Креативных Технологий

Анализ возможностей конкурента

Возможности конкурента по реализации стратегии отражают преимущественно то, в какой мере конкурент может справиться с достижением целей и реализовать выбранные стратегии в случае, если произойдут изменения в его окружении. Хотя при изучении возможностей конкурента определенный интерес также представляет и анализ того, насколько он способен осуществлять те или иные действия по реализации выбранной стратегии в условиях, не предполагающих заметных отклонений от тех, применительно к которым она была разработана, анализ возможностей конкурента обязательно должен проводиться для выяснения как его сильных сторон, так и слабых.

Как предлагает М. Портер (Porter, p. 64-65), анализ сильных и слабых сторон ключевых возможностей, которые может использовать конкурент, должен проводиться по следующим функциональным сферам его деятельности:

  • продукты;
  • системы распределения (посредничество);
  • маркетинг и сбыт;
  • производство;
  • исследования и разработки;
  • общие издержки;
  • финансовая мощь;
  • организация;
  • общие возможности управления;
  • портфель бизнесов (продукции);
  • кадры;
  • отношения с ключевыми общественными институтами, например с правительством.

Анализу возможностей отводится исключительно важная роль в изучении конкурента. Поэтому по каждому из вышеозначенных направлений должен быть проведен широкий сбор и доскональный анализ информации. Например, при изучении физических ресурсов конкурента должны быть проанализированы:

  • емкость его производственных мощностей;
  • возраст, расположение и размер завода (заводов);
  • гибкость, степень автоматизации оборудования и вспомогательной техники;
  • гибкость и уникальность технологического процесса;
  • степень интегрированности производственных процессов;
  • стоимость сырья;
  • производственные издержки.

По отношению кфинансам это анализ:

  • долгосрочных долговых обязательств как с точки зрения величины взятых долгосрочных кредитов, так и с точки зрения их отношения к собственному капиталу;
  • анализ краткосрочных задолженностей с точки зрения их величины, типа и источников кредитования;
  • анализ поступления денег, отражающий сроки поступления, оборачиваемость продукции на складах, систему учета движения денег.

Аналогичные списки необходимых пунктов изучения возможностей конкурентов могут быть приведены для каждого функционального направления анализа силы и слабости конкурента.

Анализ возможностей конкурента предполагает не только доскональное изучение его потенциала с точки зрения того, что он имеет и чего не имеет, но и изучение того, насколько конкурент может использовать свой потенциал в изменяющейся обстановке. Для этого выясняются сильные и слабые стороны конкурента в следующих процессах:

  • адаптация к изменениям;
  • быстрое реагирование на изменения;
  • затяжная конкурентная битва;
  • рост.

Анализ возможностей конкурента в каждом из данных процессов проводится под углом выяснения его финансового потенциала, потенциала менеджеров и остального персонала, гибкости технологических процессов, связанности конкурента внешними обязательствами и т.п.

O. Bиxaнcкий

Стратегическое управление...