InvenTech

Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Открытая экономика

Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов регулирования.

Введение импортных пошлин выгодно национальным производителям и государству, получающему дополнительный доход в бюджет от роста цен. Потребители же вынуждены покупать импортные товары по более высоким ценам, следовательно, несут потери. Эти потери обычно оказываются больше выигрыша, получаемого производителями и государством, поэтому суммарный чистый эффект от проведения данных мер будет отрицательным.

Применение экспортных таможенных пошлин приводит к снижению внутренних цен, в результате чего национальные потребители оказываются в выигрыше, а производители несут потери. Суммарный выигрыш общества в результате введения экспортных пошлин оказывается меньше потерь производителей, так что чистые потери страны возрастают. Данный метод тарифного регулирования используется в основном слаборазвитыми странами.

Развитые страны обычно прибегают к субсидированию экспорта, осуществляемого в следующих формах:

  1. предоставление низкопроцентных займов и налоговых льгот фирмам-экспортерам или иностранным клиентам;
  2. стимулирование сбыта экспортной продукции за рубежом. Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др.

Импортные квоты (контингенты) - количественные ограничения объемов иностранной продукции, разрешенной к ввозу в страну. В результате введения импортных квот выигрывают производители, а потребители проигрывают. Чистый эффект для благосостояния страны оказывается отрицательным.

"Добровольные" ограничения экспорта означают, что страна-экспортер обязуется ограничивать экспорт в данную страну.

Основная причина их использования - выгода национальных производителей стран-импортеров, которым ограничение ввоза определенного товара в страну дает дополнительные возможности сбыта своей продукции на национальном рынке. Данный метод аналогичен импортным квотам, однако обходится стране-импортеру дороже, поскольку решения об ограничении торговли принимаются на правительственном уровне.

Демпинг означает продажу товара за границей по цене ниже, чем он продается на внутреннем рынке страны-экспортера, или ниже себестоимости данного товара. К данному методу прибегают в периоды экономических спадов, когда производитель не может полностью продать свой товар на внутреннем рынке, а сокращать производство не хочет. Использование демпинга в мировой торговле рассматривается как форма недобросовестной конкуренции и запрещено правилами ГАТТ/ВТО и национальным законодательством ряда стран

Торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны определенных видов продукции. В основе таких санкций лежат не экономические выгоды, а политические соображения. Эмбарго наносит ущерб всем участникам международной торговли и является крайней формой нетарифных ограничений во внешней торговле.

Экономика считается открытой, если государство применяет минимум экспортных и импортных ограничений. Открытость экономики характеризуют следующие показатели:

  1. внешнеторговая квота в ВНП;
  2. доля экспорта в производстве;
  3. доля импорта в производстве;
  4. удельный вес зарубежных инвестиций по отношению к внутренним.

Дополнительный стимул мировая торговля получила вследствие деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) по либерализации экспортно-импортных операций и, в частности, по снижению и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров.

Предстоящее вступление России в ВТО предусматривает необходимость соблюдения всех обязательств, устанавливаемых правилами данной организации.

T. Maкeeвa

"Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Открытая экономика" и другие материалы по теме "Макроэкономика"